На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
МартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
09 февраля 2004
Коллегия Министерства образования Республики Беларусь

ПРЕСС-РЕЛИЗ

В 2003 году Министерством образования, органами управления и учреждениями образования осуществлялась работа по обеспечению стабильного функционирования и развития системы образования. Главные усилия сосредотачивались на дальнейшем повышении качества образования на всех его уровнях, совершенствовании идеологической и воспитательной работы, развитии экономики образования, совершенствовании кадровой политики и механизма управления системой образования.

В сфере дошкольного образования велась работа по оптимизации сети дошкольных учреждений, обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу, созданию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.

Обеспечен 100% охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе: 89% – в дошкольных учреждениях, 11% детей – иными формами.

При сокращении в целом сети дошкольных учреждений на 46 единиц количество учреждений нового типа увеличилось на 177 (в 2002 году – на 103). Расширилась сеть санаторных дошкольных учреждений (на 26). С 33 до 116 увеличилось количество групп интегрированного воспитания дошкольников.

Перспективным и востребованным остается учебно-педагогический комплекс детский сад-школа. Всего в Республике Беларусь функционирует 547 учреждений типа “детский сад-школа”. В 2003 году в учреждения этого типа перепрофилировано 44 учреждения. В республике создана система по разработке и обеспечению дошкольных учреждений программными и учебно-методическими материалами. В 2003 году издано более 30 наименований учебно-методических пособий, обеспечивающих реализацию базисной программы воспитания и обучения в детском саду “Пралеска”. Изданы учебные пособия для детей старшей ступени дошкольного образования по 6 образовательным областям.

В соответствии с Программой реформирования общеобразовательной школы осуществлен переход на обновленное содержание образования в 5-х классах базовой 10-летней школы. Утвержден Типовой учебный план учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (уровень общего базового образования), изданы учебные программы и учебно-методические комплекты по предметам учебного плана для 5-6-х классов 12-летней школы. Разработаны проект Концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, проекты Типовых учебных планов старшей ступени общеобразовательной школы с 12-летним сроком обучения с учетом организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференциации.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 859 школах республики (89708 учащихся) изучение отдельных предметов осуществляется на углубленном уровне (увеличение на 56 школ). 100 школ (62216 учащихся) имеют статус школ с углубленным изучением иностранных языков. В 2004 школах (183795 учащихся) имеются профильные классы (увеличение на 144 школы), 481 школе (102024 учащихся) – классы с эстетической и иной направленностью (увеличение на 33 школы). В подготовительных классах иностранный язык изучают 43,3% учащихся, что позволило принять решение о введении его обязательного изучения со второго года обучения в реформируемой школе.

Издано 171 наименование учебников (общий тираж составил 4,8 млн. экз.). Для общеобразовательных школ – 130 наименований, из них экспериментальных – 17 (общий тираж 4614 тысяч экз.).

Новые учебники отличает доступность, уменьшение объема учебного материала, красочное полиграфическое исполнение.

В рамках реализации программы “Информатизация системы образования” из республиканского бюджета на приобретение оборудования и программного обеспечения было выделено 832890725 рублей. В учебные заведения было поставлено 39 современных компьютерных классов, 20 отдельных компьютеров и другое оборудование, 270 комплектов программного обеспечения педагогического и управленческого назначения. В общеобразовательные средние школы республики за счет средств местных бюджетов закуплено 460 современных компьютерных классов.

В целях создания системы обеспечения качества образования разработаны критерии и показатели качества обучения и воспитания, программа мониторинга общего среднего образования, план-график мероприятий по ее реализации, определены учреждения, ответственные за разработку инструктивно-методических и диагностических материалов. В ноябре-декабре 2003 года проведен локальный срез по изучению качества обучения в учреждениях образования.

Продолжалась работа по оптимизации сети учреждений образования. Количество школ уменьшилось на 126. Реорганизовано 67 учреждений образования, в том числе 39 средних школ преобразованы в базовые, 25 базовых школ – в начальные, 3 базовые школы в – средние, создано 106 учебно-педагогических комплексов “детский сад – школа”. На начало учебного года было приобретено 126 автобусов для подвоза детей.

В системе специального образования проводилась целенаправленная работа по расширению доступности образования для детей с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в общество. Продолжалось развитие сети центров коррекционно-развивающего обучения (увеличение с 97 до 112), классов интегрированного обучения (с 3837 до 4072), что позволило сократить количество специальных школ-интернатов с 73 до 67.

Новым шагом в развитии системы специального образования является осуществление мер по созданию системы ранней помощи детям с особенностями психофизического развития, начиная с первых месяцев жизни.

На правовое закрепление проводимых преобразований направлен проект Закона Республики Беларусь “Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)”, принятый в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Продолжалась работа по совершенствованию системы профессионально-технического образования. Принятый 29 июня 2003 г. Закон Республики Беларусь “О профессионально-техническом образовании” закрепил новые принципы взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций-заказчиков кадров по организации подготовки рабочих кадров. Продолжалась оптимизация сети учреждений профтехобразования. Реорганизовано путем присоединения 8 учебных заведений, 13 преобразовано в профессионально-технические колледжи, 15 – в профессиональные лицеи. Прекращен прием по 166 и открыта подготовка по 174 новым для учебных заведений профтехобразования профессиям. В структуре приема количество поступающих на основе общего базового образования уменьшилось на 11,4% при увеличении на 8,3%поступающих на основе общего среднего образования, что позволило сократить затраты бюджетных средств на содержание учреждений этого типа. Прием по договорам о подготовке рабочих в 2003 году составил 67% от общего приема учащихся, что на 9,8% больше, чем в 2002году.

Приоритетное внимание в развитии среднего специального образования уделялось поиску путей оптимизации сети учреждений среднего специального образования, совершенствованию системы прогнозирования и планирования подготовки кадров. 13 ССУЗов преобразованы в колледжи. Подготовлены предложения по передаче педагогических колледжей и училищ из коммунальной собственности в республиканскую. Проведен анализ итогов приема, распределения и трудоустройства выпускников ССУЗ, интеграции с профессионально-техническим и высшим образованием.

Переход к массовому высшему образованию обусловил необходимость пересмотра законодательной базы функционирования высшей школы, совершенствования структуры высшей школы на основе интеграции учебных заведений различного уровня, перехода на двухступенчатую подготовку специалистов. Численность студентов высших учебных заведений в 2003 году достигла 337,9 тыс. человек. Количество студентов на десять тысяч населения в 2003 году составило 343 человека (в 2002 году – 324 человека).

Совместно с Комиссией по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, другими заинтересованными разработаны проект Закона о высшем образовании, Концепция и План мероприятий по переходу на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием. В Правилах приема в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, на 2004 год впервые предусмотрено проведение единого обязательного экзамена по русскому/белорусскому языкам (по выбору) в форме централизованного тестирования.

Подготовлен проект Макета образовательного стандарта Республики Беларусь "Высшее образование. Специальность (и/или направление). Квалификация (и/или академическая степень)", на основе которого будет вестись разработка образовательных стандартов магистерской подготовки. В целях оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов с учетом динамики развития отраслей экономики и демографической ситуации подготовлены прогнозные показатели подготовки педагогических кадров с высшим и средним специальным образованием до 2010 года, скорректированы структура и объемы подготовки специалистов по педагогическому профилю.

С целью развития системы дистанционного обучения создан Научно-методический совет при Министерства образования Республики Беларусь.

В 2003 году наметилась тенденция увеличения числа зарубежных студентов (4,5 тыс. человек), обучающихся в вузах республики. Этому содействовала проводимая работа по усилению конкурентоспособности национальной системы образования. Для координации работы по приему и обучению иностранных граждан создан Межведомственный совет по делам иностранных учащихся. Разработана и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь новая редакция “Положения об обучении в Республике Беларусь иностранных граждан”.

Проводилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы международного сотрудничества, оказанию помощи в области образования белорусской диаспоре зарубежья. На льготных условиях были приняты на учебу в учреждения образования Беларуси 72 этнических белоруса из Польши и стран бывшего СССР. 111 учащихся-белорусов из стран СНГ и Польши отдыхали во время летних каникул в Национальном детском оздоровительном лагере “Зубренок”. Для зарубежных учреждений образования, где обучаются дети белорусов, передано 1334 экземпляра учебно-методической литературы.

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлялся переход на межотраслевой и региональный принципы организации деятельности.

Обеспечен переход к обучению педагогических кадров в режиме опережающей подготовки к решению задач по реформированию общеобразовательной школы, развитию национальной системы образования в целом. Пересмотрены структура, принципы организации, содержание повышения квалификации и переподготовки работников образования, определены категории педкадров, профиль и периодичность их обучения.

Важным направлением являлась работа по проведению анализа высвобождавшихся педагогических кадров, организации их переподготовки с целью дальнейшего трудоустройства на период 2003-2010 гг. В 2003 году в учреждениях образования прошли переподготовку около 500 высвободившихся работников образования.

Утвержден отраслевой План мероприятий по активизации инновационной деятельности. Министерство образования выступило учредителем Инновационного республиканского унитарного предприятия “Научно-технологический парк БНТУ “Метолит”. В июле 2003 года начал функционировать инновационный фонд Министерства образования Республики Беларусь, предназначенный для поддержки инновационных проектов подведомственных учреждений.

С начала 2003 года в сети Интернет работает информационно-аналитический портал в области научной и инновационной деятельности организаций Министерства образования.

В воспитательной и социальной работе приоритетное внимание уделялось активизации идеологической работы среди учащейся молодежи, гражданскому и патриотическому воспитанию, профилактике преступлений и правонарушений, привитию навыков здорового образа жизни среди учащихся и студентов.

В стране действует 359 учреждений внешкольного обучения и воспитания, которые на постоянной основе посещает более 360 тыс. учащихся. Повысилась их роль в организации полезной занятости детей в свободный от занятий шестой день недели, в обеспечении доступа детей к различным областям творческой деятельности, формировании нравственно-духовной личности. Активизировалась работа по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодежи, подготовке к празднованию 60-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Органами управления образованием, учреждениями образования велась целенаправленная работа по реализации государственных и региональных программ по профилактике противоправного поведения, наркомании и токсикомании, пьянства и алкоголизма, привитию навыков здорового образа жизни среди детей и молодежи. На начало 2004 года в регионах работает 95 детских социальных приютов (увеличение на 22) и 31 социально-педагогический центр (увеличение на 7). Количество ВИЧ-инфицированных в возрасте 15-19 лет уменьшилось с 24,5% в 1996 году до 6,8% в 2003 году. В истекшем году на воспитание в семьи устроено более 4,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем более 1,3 тыс. детей – воспитанники интернатных учреждений.

В летний период оздоровлено 463,6 тыс. детей (237,2 тысячи детей – в лагерях с круглосуточным пребыванием и 226,4 тысячи – в лагерях с дневным пребыванием). В летних оздоровительных лагерях отдохнули 13147 детей-сирот и 1212 детей-инвалидов.

Продолжалась работа по совершенствованию физического воспитания учащихся, подготовке спортивного резерва. К новому учебному году подготовлен программно-методический комплекс для учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Разработаны, утверждены и рекомендованы к внедрению новые учебные программы по физической культуре для высших учебных заведений.

В республиканском смотре уровня физической подготовленности учащихся “Олимпийские надежды” приняли участие 90% учащихся. Свыше 63 тысяч детей регулярно посещали занятия в спортивных школах и клубах, 47 тысяч ребят приняли участие в туристских слетах и соревнованиях. Принята Программа совместных действий Министерства спорта и туризма и Министерства образования Республики Беларусь по участию в европейском “Году образования через спорт”.

Важную роль в гражданском становлении, духовно-нравственном и патриотическом воспитании, профилактике негативных явлений играют детские и молодежные объединения. В рамках реализации Концепции развития детского движения Республики Беларусь на 2003-2005 годы, Государственной программы “Молодежь Беларуси” в учебных заведениях создаются педагогически целесообразные условия для деятельности детских и молодежных организаций, активизации детских и молодежных инициатив. На 01.10.2003 в учреждениях образования действовало 3535 пионерских дружин. Перспективы пионерского движения были рассмотрены на XVI Республиканском слете пионеров. На 01.06.2003 количество учащихся общеобразовательных школ в составе общественного объединения “БРСМ” составляло 37841 человек, а в ВУЗах, ССУЗах и ПТУЗах – более 15 тысяч.

Принятые в прошлые годы меры организационного и нормативно-правового характера позволили улучшить обеспеченность учебных заведений педагогическими кадрами. На начало 2003/2004 учебного года приступили к работе 4866 молодых специалистов (73,8% от направленных). Положительно зарекомендовала себя практика целевой подготовки педагогических кадров, позволившая обеспечить в текущем учебном году преподавание всех предметов школьного цикла в наиболее сложно комплектуемых районах. В 2003 году приступило к работе по месту постоянного проживания 90,9% выпускников по целевому набору. Вырос показатель закрепляемости молодых специалистов.

Улучшилась обеспеченность школ всех типов учителями иностранных языков, физической культуры. Почти вдвое сократилось количество студентов, привлекаемых для педагогической работы.

Обеспечено выполнение плана проведения контрольных мероприятий с учетом обновленной нормативной правовой базы. Проведены аккредитация и аттестация 146 учреждений образования, 38 инспекторских проверок деятельности органов управления и учреждений образования. Изучена работа органов управления образованием Гомельской области по осуществлению контроля за обеспечением качества образования.

Начата работа по выполнению Указа Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Разработана нормативная правовая документация. Проведена необходимая инструктивно-методическая работа с органами управления образованием и учреждениями образования по лицензированию образовательной деятельности.

Среднемесячная заработная плата работников в целом по отрасли составила 210,4 тыс. руб. или 74% от средней заработной платы в промышленности, в ноябре 2003 года – соответственно 239,2 тыс. руб. или 78,1%. Среднемесячная заработная плата педработников (кроме профессорско-преподавательского состава) за ноябрь т.г. составила 275,4 тыс. руб. или 89,9% к среднемесячной заработной плате в промышленности, учителя – соответственно 292,8 тыс. руб. или 95,6%.

Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в ноябре 2003 г. составила 417,2 тыс. руб. или в 1,4 раза выше этого уровня в промышленности.

Для упорядочения нормирования продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников, выполняющих преподавательскую работу, определена предельная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 36 часов в неделю.

В 2003 году Министерством образования проделана определенная работа по обеспечению финансирования строительства и ввода в эксплуатацию объектов образования. Все семь объектов, запланированных к вводу в 2003 году, приняты в эксплуатацию. По Министерству велось строительство 14 объектов. На эти цели направлено 16896,13 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета профинансировано 13411,93 млн. рублей (97,2% плана года — 13799,9 млн. рублей), местный бюджет (программа “Дети Беларуси”) — 2446,6 млн. рублей, внебюджетные средства — 1020,6 млн. рублей.

Всего по Министерству освоено капитальных вложений 24580,9 (146%) млн. рублей, из них: республиканский бюджет — 15466,2 млн. рублей (115%), местный бюджет (программа “Дети Беларуси”) — 4119,7 (168%) млн. рублей, внебюджетные средства — 4995,0 (489,4 %) млн. рублей.

В 2003 году в республике введены в эксплуатацию следующие объекты образования республиканской собственности: ВУЗы — 5 объектов (учебно-лабораторные корпуса — 4 на 6,253 тыс.кв.м, профилакторий на 96 мест, пусковые комплексы реконструкции воднолыжной базы РЦОП по воднолыжному спорту, ССУЗы — 1 на 6,87 тыс.кв.м); коммунальной собственности: общеобразовательные школы — 9(3160 уч. мест), детские дошкольные учреждения — 2(210 мест).

На строительство объектов образования коммунальной собственности направлено 34920 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет (субвенции) — 1214 млн., местный бюджет — 24780 млн. рублей.

Из запланированных на строительство корпуса международных отношений БГУ общих инвестиций — 13,5 млн. евро инвестиции по первому траншу составили 4,090 млн. евро, в том числе 3,48 млн. евро-кредитная линия. В настоящее время открыт второй транш по проекту на сумму 3,348 млн. евро.

Кроме того, на ремонт объектов БГУ в 2003 году запланировано 9,82 млн. руб. из средств республиканского бюджета, направлено 7,67 млрд. руб.(78% от запланированного). На ремонт своих объектов БГУ в 2003 году направил 0,47 млрд. руб. внебюджетных средств.

На ремонт объектов образования, находящихся в коммунальной собственности, в 2003 году направлено 108,5 млрд. руб. (91% от потребности), из них 90,4 млрд. руб. из местных бюджетов и 18,2 млрд. руб. – внебюджетные и спонсорские средства.

Капитальный ремонт проведен в 170 общеобразовательных школах. Текущий ремонт проведен в 3995 зданиях общеобразовательных школ, 1888 зданиях детских дошкольных учреждений, 648 зданиях профтехучилищ и внешкольных учреждений образования.

На реализацию программы по обновлению и укреплению материально-технической базы учебных заведений республики для организации питания выделено 4278 млн. рублей в ценах 2003 года или 25 % от потребности по программе на 2003 год, в том числе: республиканский бюджет – 1636,0 млн. рублей (52,1 % от потребности по программе на 2003 год), местные бюджеты - 2678 млн. руб. (19% от потребности по программе на 2003 год).

На выполнение энергосберегающих мероприятий в 2003 году учреждениями образования и организациями затрачено по предварительным данным в 2003 году 11,0 млрд. рублей (в 2002 г. – 3,6 млрд. рублей), в том числе за счет средств инновационного фонда Минэнерго – 4,0 млрд. рублей, республиканского бюджета – 5,5 млрд. рублей, внебюджетных средств учреждений образования – 1,5 млрд. рублей. Доведенный учреждениям образования республиканского подчинения целевой показатель по энергосбережению в размере 10,0% в сопоставимых ценах выполнен.

В Министерстве налажена система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. При плане проведения 16 ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений фактически проведено 20, в том числе 13 комплексных, что составило 65,5%. Ревизиями выявлен ущерб на сумму 162,4 млн. рублей, возмещено 151,4 млн. рублей.

Реализация задач, поставленных перед системой образования в 2003 году, сопровождалась работой по повышению качества документационного обеспечения управленческих решений. Постоянный контроль за качеством подготовки документов, соблюдением единых требований к их оформлению с использованием компьютерных технологий, состоянием исполнительской дисциплины позволил оптимизировать документационное обеспечение работы отрасли. Совместная работа Пресс-центра Министерства с редакцией “Настаўніцкай газеты”, открывших на страницах газеты рубрику “Вам адказвае Міністэрства адукацыі”, позволила сократить переписку с учреждениями, организациями и гражданами.

 

Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь

22.01.2004 г.

09 февраля 2004
Пресс-конференция на тему "Здоровый образ жизни как ключевой элемент системы образования"

ПРЕСС-РЕЛИЗ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование и сохранение здоровья на всех этапах развития человека является стратегической задачей любого государства. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все: и родители, и учителя, и врачи, общество в целом, но практика показывает, что все они прикладывают недостаточно усилий для этого.

Известно, что состояние здоровья населения определяется комплексом различных факторов: уровнем благосостояния, условиями труда и быта, экологией, образом жизни, доступностью и качеством медицинской помощи.

В последние годы в стране значительно активизировалась работа по формированию потребности в здоровом образе жизни у всех слоев населения. Однако в массовом общественном сознании здоровый образ жизни еще не является приоритетом. Чаще всего в качестве побуждающих факторов, которые вдохновляют человека на здоровый образ жизни, являются болезнь, травма, другие жизненные экстремальные ситуации.

Потребность в укреплении здоровья, формировании физической культуры каждого человека предпочтительнее всего формировать в дошкольном и школьном возрастных периодах. И в этом смысле "Физическая культура" как учебный предмет в учреждениях образования имеет приоритетное значение в подготовке взрослеющей личности к предстоящим видам деятельности, к самостоятельной жизни, к адаптации организма в постоянно меняющихся условиях жизни.

В результате изучения учебной дисциплины “Физическая культура” все учащиеся получают обязательное общее физкультурное образование, укрепляют своё здоровье, получают физическое и духовное развитие, приобретают потребность в регулярных физкультурных и спортивных занятиях. Обязательное физическое воспитание должно обеспечивать подготовку к целенаправленному использованию средств физической культуры в течение всей жизни, способствующего утверждению здорового образа жизни всех слоёв населения нашей страны.

Сегодня “Физическая культура” является обязательной учебной дисциплиной, имеющей свою нишу в системе дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего образования.

Важно подчеркнуть, что это практически единственная учебная дисциплина среди большого перечня других учебных предметов, которая призвана укреплять здоровье, способствовать улучшению умственной работоспособности, противостоять стрессовому влиянию учебных перегрузок. Именно поэтому учебные программы по физической культуре во всех типах учреждений образования ориентированы на максимальный оздоровительный эффект с разумным использованием различных физических упражнений, закаливания, дыхательной гимнастики, а также естественных сил природы и гигиенических факторов.

Однако в последние годы в системе физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов наметились негативные тенденции. Они проявляются в недостаточной эффективности физкультурных занятий, призванных содействовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей и учащейся молодёжи.

Это обусловлено, на наш взгляд, с одной стороны, снижением в обществе социального престижа здоровья, недооценкой социальной, воспитательной, оздоровительной и прикладной роли физической культуры, ее значения как фактора формирования здорового образа жизни, подготовки населения к труду, семейной жизни, защите Отечества. С другой стороны, отставанием от современных требований в кадровом, материальном, научно-методическом обеспечении физического воспитания.

Для преодоления кризисных тенденций в физическом воспитании подрастающего поколения необходима научно обоснованная государственная политика, которая должна учитывать социальные, демографические и экономические процессы, происходящие в нашей стране. Основа её у нас в стране создана. Консолидация усилий Министерства образования, Министерства спорта и туризма, Федерации профсоюзов Беларуси, других заинтересованных министерств и ведомств обусловлена Законами Республики Беларусь “Об образовании”, “О физической культуре и спорте”, а также разработкой и выполнением Государственных программ и комплексов. В частности в 1999 году совместными усилиями разработан и внедрен в практику работы учреждений образования Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь, на основе которого строится вся нормативная база действующих и разрабатываемых учебных программ по физической культуре.

Основные направления развития физической культуры сегодняшнего дня для детей и учащейся молодежи изложены в Концепции физического воспитания в условиях реформирования системы образования, одобренной совместным постановлением коллегий Министерства образования и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь в 2000 году.

В настоящее время в Министерстве образования проходит обсуждение и готовится к утверждению Концепция учебного предмета “Физическая культура”, которая в определённой степени соответствует задачам реформирования системы образования и направлена на мотивационно-потребностное формирование физической культуры личности.

Некоторые имеющиеся позитивные результаты в совершенствовании системы физического воспитания молодых поколений достигнуты в процессе выполнения Государственной программы развития физической культуры, спорта и туризма в период с 1997 по 2002 годы. В рамках указанной программы:

  • разработаны, прошли апробацию и внедряются в практику работы учреждений образования учебные программы по физической культуре для 12-летней школы;
  • разработаны и внедрены программы внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
  • пересмотрены нормы оплаты труда учителей физкультуры за внеклассную работу;
  • проведена паспортизация спортивных помещений и сооружений учреждений образования;
  • организованы и проводятся конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования;
  • усовершенствована система переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров;
  • увеличено количество специалистов по физической культуре в дошкольных учреждениях и др.

Кроме указанного, совместно с Министерством спорта и туризма, Министерством обороны разработан и с 2000 года внедрен в практику работы учреждений образования прикладной физкультурно-спортивный комплекс “Защитник Отечества”.

Благодаря сотрудничеству между Министерством образования, Министерством спорта и туризма, Национальным олимпийским комитетом уже четыре года подряд проводятся самые массовые в республике соревнования смотра уровня физической подготовленности учащихся “Олимпийские надежды Беларуси”, в которых ежегодно принимают участие свыше одного миллиона учащихся. В нынешнем году победителями и призерами финальных республиканских соревнований стали школьники из СШ №15 г. Гомеля, Краснобережской школы-сада Жлобинского района, СШ №186 г. Минска и Кадинской СШ Могилевского района. Именно они участвовали в Спартакиаде Союзного государства Россия - Беларусь для детей и юношества 2003 года, которая проходила в олимпийском спортивном комплексе “Стайки” с 30 октября по 2 ноября. Белорусские ребята победили в трёх из четырёх видов соревнований.

С учетом накопленного опыта при консолидации сил всех заинтересованных разработана и выполняется Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003 – 2006 годы. Из большого перечня мероприятий данной программы уже выполнены следующие:

  • разработано Положение о республиканском смотре-конкурсе профессионального мастерства среди учителей физической культуры учреждений образования на 2004 – 2006 годы;
  • разработано и внедряется Типовое положение об экспертном совете по контролю за эффективностью физического воспитания учащихся;
  • проходят апробацию учебные программы по физической культуре для IX – X классов общеобразовательных школ;
  • разрабатываются новые учебные программы по физической культуре для XI – XII классов общеобразовательных школ;
  • прошла апробацию и внедряется 10-бальная шкала оценок учебных достижений учащихся;
  • разработан и подготовлен к внедрению “Журнал учителя физической культуры” для оптимального использования 10-бальной шкалы оценок;
  • в учреждениях образования республики начато создание клубов “Юный олимпиец”;
  • ежегодно проводятся рейды проверки готовности спортивных сооружений учреждений образования, их обеспеченности инвентарем и оборудованием к началу учебного года;
  • в различных регионах республики проводятся научно-педагогические эксперименты по апробации современных технологий обучения и воспитания дошкольников, учащихся и студентов;
  • изданы массовым тиражом и внедрены в практику работы учреждений образования инструктивно-методические материалы по организации и проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках шестого (неучебного) дня недели;

обобщен и получил широкое распространение инновационный опыт работы отделов образования Столбцовского райисполкома, Слуцкого горисполкома Минской области и др. по повышению качества физкультурно-оздоровительной практики.

Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь

09 февраля 2004
Пресс-бюллетень за февраль 2004 г.

У лютым Галоўнае ўпраўленне агульнай сярэдняй адукацыі Міністэрства плануе падрыхтаваць і правесці:

  1. Рэспубліканскі конкурс даследчых работ (канферэнцыю) школьнікаў па матэматыцы, інфарматыцы, фізіцы, астраноміі, экалогіі (на базе СШ № 132 г. Мінска).
  2. Рэспубліканскі турнір юных фізікаў (на базе СШ № 51 г. Мінска).
  3. Рэспубліканскую нараду па арганізацыі харчавання вучняў.

Тэл. 220-98-39, 222-67-98

1 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Фабрыцыуса, 5) адбудзецца фестываль КВЗ г. Мінска ў рамках рэспубліканскага сезона КВЗ (школьная ліга беларускага КВЗ). Пачатак у 17.00.

Тэл. 220-12-60

8 лютага ў Мінскім палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41) пройдзе VI тур сінхроннага турніру па інтэлектуальных гульнях "Кубак свету". Пачатак у 12.00.

Тэл. 220-12-60

З 17 лютага па 1 красавіка ў выставачнай зале Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе працаваць выстава дэкаратыўна-прыкладной творчасці Народных студый Мінскай вобласці. Адкрыццё выставы 17 лютага ў 16.00.

Тэл. 220-12-60

18 лютага Галоўнае ўпраўленне вышэйшай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі Міністэрства адукацыі праводзіць на базе Мінскага дзяржаўнага політэхнічнага каледжа (г.Мінск, пр-т Скарыны, 85) рэспублікагнскую нараду старшынь і адказных сакратароў прыёмных камісій устаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі.

Тэл. 232-13-42, 220-60-54

18 лютага ў Мінску пройдзе ХIV пасяджэнне Савета па супрацоўніцтву ў галіне адукацыі дзяржаў-удзельніц Садружнасці Незалежных Дзяржаў. На пасяджэнні плануецца абмеркаванне наступных пытанняў:

1. Аб праектах Пагаднення аб супрацоўніцтве ў галіне павышэння кваліфікацыі і перападрыхтоўкі кадраў у дзяржавах-удзельніцах Садружнасці Незалежных Дзяржаў, Пагаднення аб універсітэтах, ствараемых сумеснымі рашэннямі дзяржаў-удзельніц СНД і Пагаднення аб каардынацыі работ у галіне інфарматызацыі сістэм адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

2. Аб праекце Канцэпцыі стварэння сістэмы адкрытай адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

3. Аб праекце Пагаднення аб стварэнні арганізацыйна-эканамічнага механізма функцыянавання сістэмы адкрытай адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

4. Аб праекце Адзінай кваліфікацыйнай табліцы ўзроўняў і ступеняў адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

5. Аб праекце Мадэльнага класіфікатара напрамкаў падрыхтоўкі прафесій, спецыяльнасцей і кваліфікацый дзяржаў-удзельніц СНД і Пагаднення аб парадку яго прымянення.

6. Аб падрыхтоўцы мадэльнага адукацыйнага стандарта для сістэм вышэйшай адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

7. Аб праекце Рэкамендацый па ўзгадненню крытэрыяў, тэхналогій маніторынгу і кантролю якасці адукацыі дзяржаў-удзельніц СНД.

8. Аб стане і прагнозах развіцця інтэграцыйных працэсаў у галіне НДР і інавацыйных працэсаў у ВНУ дзяржаў-удзельніц СНД.

9. Аб прапановах па падрыхтоўцы Каталога вучэбна-метадычных выданняў дзяржаў-удзельніц СНД, рэалізацыі сумесных праграм падрыхтоўкі вучэбных, вучэбна-метадычных комплексаў і інш.

Тэл. 220-45-39

18 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) адбудзецца сустрэча дзяцей, бацькі якіх загінулі ў лакальных войнах, "Я вобраз светлы ў сэрцы захаваю".

Тэл. 220-12-60

З 19 па 26 лютага Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць Тыдзень аховы прыроды.

Тэл. 264-87-28

20 лютага на базе гімназіі № 1 г. Мінска адбудзецца сустрэча за круглым сталом асацыіраваных школ ЮНЕСКА з нагоды Міжнароднага дня роднай мовы.

Тэл. 222-62-98

20-22 лютага ў Рэспубліканскім цэнтры тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) адбудуцца адкрытыя рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па хуткаснай радыётэлеграфіі і па авіямадэльнаму спорту ў класе F2-В (паветранага бою) на Кубак цэнтра, прысвечаныя Дню абаронцы Айчыны. Адкрыццё спаборніцтваў 21 лютага ў 10.00.

Тэл. 264-78-80

24 лютага на базе Індустрыяльна-педагагічнага каледжа Рэспубліканскага інстытута прафесійнай адукацыі (г. Мінск, вул. Матусевіча, 24) пройдзе семінар-практыкум "Арганізацыйна-метадычнае забеспячэнне завочнай (вячэрняй) форм навучання ва ўстановах, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі.

Тэл. 220-73-40, 255-51-43

24 лютага ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Фабрыцыуса, 5) адбудзецца фінал КВЗ Мінскай вобласці ў рамках рэспубліканскага сезона КВЗ (школьная ліга беларускага КВЗ). Пачатак у 17.00.

Тэл. 220-12-60

25-27 лютага Рэспубліканскі цэнтр тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) праводзіць рэспубліканскі семінар па мультымедыйных тэхналогіях для кіраўнікоў дзіцячых і маладзёжных фота- і відэастудый, гурткоў, аб’яднанняў.

Тэл. 264-78-80

27-29 лютага ў Рэспубліканскім экалагічным цэнтры дзяцей і юнацтва пройдзе рэспубліканская канферэнцыя і конкурс навуковых біёлага-экалагічных работ навучэнцаў устаноў адукацыі.

Тэл. 264-87-28

27-29 лютага на базе Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе праходзіць VI рэспубліканскі чэмпіянат па інтэлектуальных гульнях сярод школьнікаў. Пачатак у 16.00.

Тэл. 220-12-60

28-29 лютага ў кінаканцэртнай зале "Мінск" будзе праходзіць Рэспубліканскі студэнцкі форум.

Мэта форуму – арганізацыя зацікаўленага дыялога органаў дзяржаўнай улады і кіравання са студэнцтвам па праблемах сацыяльнай абароненасці студэнцкай моладзі, пашырэння яе ўдзелу ў вырашэнні эканамічных, сацыяльных і культурных праблем нашага грамадства, садзейнічання развіццю студэнцкага самакіравання.

Далей...

Тэл. 206-59-07, 222-62-31

 

У лютым Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі праводзіць наступныя курсы павышэння кваліфікацыі.

  1. Намеснікаў дырэктараў навучальных устаноў па вучэбна-вытворчай рабоце, вытворчаму навучанню, старэйшых майстроў: "Арганізацыя эфектыўнага вытворчага навучання ў сучасных умовах".
  2. Выкладчыкаў асноў бяспекі жыццядзейнасці, дапрызыўнай і медыцынскай падрыхтоўкі: "Сучасныя праблемы асноў бяспекі жыццядзейнасці ў экалагічных умовах Рэспублікі Беларусь".
  3. Выкладчыкаў рускай мовы і літаратуры: "Сучасны ўрок на аснове прымянення эфектыўных тэхналогій навучання".
  4. Выкладчыкаў матэматыкі: "Сучасны ўрок на аснове прымянення эфектыўных тэхналогій навучання".
  5. Галоўных бухгалтараў (намеснікаў), бухгалтараў: "Новае ў рабоце бухгалтэрыі навучальнай установы".

Мэтавыя курсы:

  1. Дырэктараў, намеснікаў дырэктараў ПТНУ: "Працэс ацэньвання і яго асаблівасці пры выкарыстанні 10-бальнай шкалы".
  2. Выкладчыкаў, намеснікаў кіраўнікоў па вучэбнай рабоце, метадыстаў устаноў адукацыі, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі: "Тэхналогія праектавання вучэбнай праграмнай дакументацыі для ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі".
  3. Выкладчыкаў, метадыстаў: "Інтэрнэт для выкарыстальніка".

Тэл. 235-84-43

09 февраля 2004
Пресс-бюллетель за февраль 2004 г./ 28-29

28-29 лютага ў кінаканцэртнай зале "Мінск" будзе праходзіць Рэспубліканскі студэнцкі форум.

Мэта форуму – арганізацыя зацікаўленага дыялога органаў дзяржаўнай улады і кіравання са студэнцтвам па праблемах сацыяльнай абароненасці студэнцкай моладзі, пашырэння яе ўдзелу ў вырашэнні эканамічных, сацыяльных і культурных праблем нашага грамадства, садзейнічання развіццю студэнцкага самакіравання.

Рэспубліканскі студэнцкі форум як значная грамадска-палітычная падзея ў жыцці краіны вырашае таксама задачу фарміравання моцнай і прыцягальнай для моладзі дзяржаўнай ідэалогіі, якую нельга сёння рэалізаваць без удзелу самаго студэнцтва, без яго самадзейнасці і творчасці.

Плануецца, што ў рамках работы форуму пройдзе абмеркаванне розных праблем студэнцкай моладзі, якія знайшлі адлюстраванне ў Нацыянальным дакладзе аб становішчы студэнтаў у Рэспубліцы Беларусь 2002 года, а таксама шляхоў вырашэння гэтых праблем, прапанаваных на студэнцкіх канферэнцыях вышэйшых навучальных устаноў.

У рабоце форуму прымуць удзел 800 дэлегатаў – прадстаўнікоў усіх вышэйшых навучальных устаноў нашай краіны. У склад дэлегатаў на студэнцкіх канферэнцыях выбраны лепшыя студэнты – выдатнікі вучобы, актывісты і лідэры студэнцкіх саветаў, пярвічных вузаўскіх арганізацый Беларускага рэспубліканскага саюза моладзі, прафсаюзных студэнцкіх арганізацый, прадстаўнікі асобных катэгорый студэнтаў (з ліку дзяцей-сірот і дзяцей, якія засталіся без апекі, інвалідаў, асоб, якія пацярпелі ад аварыі на Чарнобыльскай АЭС).

Акрамя таго, на форум запрошаны прарэктары па выхаваўчай рабоце вышэйшых навучальных устаноў, прадстаўнікі абласных упраўленняў адукацыі, аддзелаў па справах моладзі аблвыканкамаў, сакратары абкамаў Беларускага рэспубліканскага саюза моладзі, прадстаўнікі прафсаюза работнікаў адукацыі і навукі.

На працягу двух дзён будуць працаваць 10 секцый, якія абмяркуюць актуальныя для студэнцтва нашай краіны пытанні:

  1. Сацыяльны стан студэнцтва (пытанні стыпендый, сацыяльных гарантый і ільгот, жылля).
  2. Калектыўныя дагаварныя адносіны ў ВНУ (абарона інтарэсаў студэнцтва праз генеральнае, галіновыя пагадненні, калектыўныя дагаворы).
  3. Здароўе і здаровы лад жыцця студэнтаў (пытанні арганізацыі харчавання, аздараўлення, лячэння, фізкультуры, спорту і турызму, прафілактыкі асацыяльных з’яў).
  4. Студэнцкае самакіраванне ў ВНУ (узаемадзеянне студсаветаў, маладзёжных грамадскіх аб’яднанняў, студэнцкіх прафсаюзаў).
  5. Органы дзяржаўнай улады і кіравання і студэнцтва: механізмы ўзаемадзеяння (праект палажэння аб Рэспубліканскім студэнцкім савеце).
  6. Студэнты і рэформа вышэйшай школы (двухузроўневая сістэма падрыхтоўкі, праблемы якасці адукацыі, навукова-даследчая работа студэнтаў).
  7. Платныя паслугі ў сферы вышэйшай адукацыі (праблемы платнага навучання і іншых паслуг).
  8. Міжнароднае супрацоўніцтва: магчымасці ўдзелу студэнтаў (стажыроўкі, абмены, адукацыя за мяжой, сувязі па лініі студэнцкіх грамадскіх арганізацый).
  9. Студэнцкія ініцыятывы: рэсурс фарміравання спецыяліста (грамадскія і патрыятычныя ініцыятывы, творчасць, вольны час, валанцёрства, прафілактыка правапарушэнняў).
  10. Часовая занятасць і працаўладкаванне (сумяшчэнне работы і вучобы, працаўладкаванне выпускнікоў).

Да ўдзелу ў рабоце форуму запрашаюцца зацікаўленыя міністэрствы і іншыя органы дзяржаўнага кіравання. Іх прадстаўнікі будуць удзельнічаць у рабоце секцый у якасці экспертаў па абмяркоўваемых тэмах.

Плануецца, што ў пленарным пасяджэнні форуму 28 лютага прымуць удзел міністры зацікаўленых міністэрстваў. На гэтым жа пасяджэнні прадугледжана выступленне Міністра адукацыі А.М.Радзькова.

Прадстаўнікі дэлегацый сустрэнуцца з Намеснікам Прэмьер-міністра В.І.Дражыным.

У час форуму будзе працаваць студэнцкі прэс-цэнтр.

Тэл. 206-59-07, 222-62-31