На главную/Архив новостей
201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
АпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьНоябрьОктябрьСентябрьАвгустИюльИюньМайАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрьСентябрьИюньАпрельМартФевральЯнварьДекабрьНоябрьОктябрь
28 апреля 2006
Повышение квалификации и переподготовка кадров в Республике Беларусь

        Выполнение данной функции в республике обеспечивают более 300 учреждений образования (их подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

       Ежегодно в данных учреждениях образования проходят обучение свыше 600 тыс. человек.
В целом, сложившаяся система обеспечивает конституционное право граждан на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с реальными условиями, а принимаемые Правительством республики меры государственного регулирования системы повышения квалификации и переподготовки кадров способствуют ее стабилизации и развитию.

        Важную роль в развитии системы повышения квалификации и переподготовки кадров играют ведущие вузы Беларуси. На сегодняшний день в каждом вузе созданы институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров по профилю работы вуза. Это позволяет наряду с обучением работающих кадров совершенствовать уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, способствует интеграции науки и производства.

        Для успешного развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров ведется работа по определению в каждой отрасли головных институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, на которые возложены функции научного, учебно-методического и организационного руководства, развития отраслевых подсистем.

       Весьма важным для республики является организация обучения безработного и незанятого населения. С учетом опыта других стран в Беларуси сформирована сеть региональных служб занятости и организовано обучение безработных на базе действующих учреждений образования и открытых специализированных учебных центров. Ежегодно в них обучается свыше 26 тыс. безработных.

        Практика показывает, что развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сложнейших условиях переходного для экономики и общества периода связано с решением многих проблем организационного, содержательного, профессионально-педагогического и др. аспектов, что влияет на качество обучения и организацию деятельности учреждений образования.

       Современные требования и тенденции в развитии образования взрослых выделяют ряд проблемных вопросов, которые существенно влияют на организацию и проведение повышения квалификации кадров. Это разрыв экономических связей, спад производства, неконкурентоспособность производимых товаров и услуг, демографическая ситуация. Требуется обновление учебно-методической базы учреждений образования, внедрение новых технологий обучения.

       Весьма важным направлением работы является подготовка преподавательского корпуса для системы повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом всех ее особенностей и специфики, в том числе, привлечение к преподавательской деятельности опытных, высокопрофессиональных практиков.
В Республике Беларусь разрабатываются и внедряются меры, направленные на обновление экономических, правовых механизмов в деятельности системы дополнительного образования, повышение уровня самоорганизации и государственного управления этой сферой на основе координации взаимодействия всех заинтересованных и опережающего реагирования на проблемы кадрового обеспечения.

        Данная позиция обозначена в Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь, соответствующих постановлениях Совета Министров Республики Беларусь по проблемам подбора, расстановки и повышения квалификации кадров.

        В целях реализации задач совершенствования дополнительного образования созданы организационные основы обновления системы обучения взрослых, обеспечено эффективное взаимодействие широкого круга социальных партнеров по ее развитию (министерств, местных органов власти, учреждений образования, предприятий и т.д.).

       Особое внимание в Республике Беларусь уделяется повышению квалификации и переподготовке кадров образования. В связи с осуществляемой реформой образования Республики Беларусь определены перспективы развития системы дополнительного образования педагогических кадров, основной целью которой является обеспечение образовательной системы республики работниками необходимой квалификации и высокого уровня профессиональной компетентности.

       Для реализации данной цели созданы система опережающего обучения руководителей и специалистов образования, современные системы научно-методического и информационно-методического обеспечения педагогической деятельности.

       Министерством образования Республики Беларусь проведены структурно-организационные и содержательные преобразования в системе дополнительного образования педагогических работников. Инновационные, экспериментальные процессы, составляющие основу развивающейся школы, получили необходимую экспертную оценку и научно-методическое обеспечение.

       В настоящее время в Республике Беларусь повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров осуществляют Академия последипломного образования, 6 областных и Минский городской институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. Кроме того, созданы структурные подразделения повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе, педагогических, в высших, средних специальных, профессионально-технических учреждениях образования республики.

        Повышение квалификации и переподготовка педкадров ведется по дневной, вечерней и заочной формах обучения. Ежегодная численность слушателей, проходящих обучение в указанных учреждениях образования (их подразделениях), составляет около 50 тысяч человек, в том числе в областных ИПК – свыше 32 тысяч.

        Особое внимание уделяется творчески работающему учителю, подготовке учителя-мастера, учителя-исследователя, а также целым педагогическим коллективам, работающим в режиме инновационной деятельности. Развиваются и совершенствуются региональные формы повышения квалификации.

        Под руководством и при участии научно-педагогических кадров системы повышения квалификации и переподготовки на базе школ разного типа ведется опытная, экспериментальная работа.
Министерством образования создан и работает координационный Совет по повышению квалификации и переподготовке кадров образования, который координирует взаимодействие, обмен опытом работы, проводит экспертизу проектов нормативных документов.

        В современных условиях социально-экономического развития Республики Беларусь совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров на ближайшую перспективу предусматривает:

  • обеспечение эффективного взаимодействия Минобразования, других республиканских органов государственного управления, территориальных органов управления, общественных организаций и негосударственных образовательных учреждений по целенаправленному развитию системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • развитие нормативно-правовой базы до уровня, обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования в деятельности учреждений образования этой сферы, независимо от форм собственности и подчиненности;
    организацию изучения реального спроса на дополнительные образовательные услуги, разработку механизмов их реализации с участием организаций, предприятий, государства;
  • расширение масштаба системы образования взрослых, адекватного потребностям в повышении квалификации и переподготовке кадров в регионах, отраслях и республике в целом;
  • совершенствование научного, учебно-методического и информационно-технического обеспечения системы дополнительного образования с учетом мировых тенденций и специфики национальной системы образования;
  • развитие системы профконсультирования и профориентации, позволяющей специалистам образования на всех этапах их профессиональной деятельности оптимально проявлять свои способности и совершенствовать их;
  • разработку системы мер по стимулированию обучения кадров, в том числе, учет результатов повышения квалификации при аттестации, моральное и материальное стимулирование и т.д.;
    расширение масштабов международного сотрудничества и др.
28 апреля 2006
ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ
РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

ПРЭС-ЦЭНТР

вул. Савецкая, 9
220010, Мінск,
тэл. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: ivchenkov@minedu.unibel.by

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ул. Советская, 9
220010, Минск
тел. 222-42-43, факс (017) 220-84-83
E-mail: konchits@minedu.unibel.by


  Белтэлерадыёкампанія
Рэдакцыі газет
Інфармацыйныя агенцтвы
Прэс-цэнтры

 

ПРЭС – БЮЛЕТЭНЬ
(Май 2006 г.)

У маі ў Палацы Рэспублікі адбудзецца сустрэча Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь з вучнямі – пераможцамі міжнародных прадметных алімпіяд, творчых конкурсаў і фестываляў, стыпендыятамі спецыяльных фондаў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па сацыяльнай падтрымцы адораных вучняў, студэнтаў, таленавітай моладзі 2005 года.
Тэл. 222-62-98

У маі ўпраўленне дашкольнай адукацыі плануе правесці рэспубліканскую нараду для дырэктараў дзіцячых дамоў “Развіццё сацыяльных здольнасцей выхаванца дашкольнага ўзросту ў розных відах дзейнасці ва ўмовах дзіцячага дома” на базе Мазырскага дзіцячага дома Гомельскай вобласці.
Тэл. 200-14-82

Рэспубліканскі экалагічны цэнтр дзяцей і юнацтва праводзіць у маі ва ўсіх установах адукацыі рэспубліканскі конкурс “Уся гордасць свету ад матуль” (намінацыя “Мой кветнік”).
Тэл. 264-11-68

У маі Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі будзе праводзіць рэспубліканскі конкурс творчых работ навучэнцаў па распрацоўцы Web-рэсурсаў (вочна-завочны), а таксама рэспубліканскую выставу “Комплекснае метадычнае забеспячэнне рэалізацыі адукацыйных стандартаў” (абласны тур).
Тэл. 226-46-07, 226-58-91

З 1 па 18 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе экспанавацца рэспубліканская выстава дзіцячай творчасці “Чароўныя ўзоры” ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання і агульнаадукацыйных школ.
Тэл. 227-12-06

З 2 па 10 мая ў Арменіі будзе праходзіць 40-я міжнародная Мендзялееўская алімпіяда школьнікаў па хіміі, у якой прымуць удзел і школьнікі Беларусі.
Тэл. 200-98-39

4-5 мая ў Мінскім палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41) пройдзе рэспубліканскі фестываль франкафонных тэатраў.
Тэл. 222-66-47

5 мая на базе Рэспубліканскага інстытута прафесійнай адукацыі адбудзецца рэспубліканская нарада кіраўнікоў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі.
Тэл. 222-64-90

5-7 мая Узорны тэатр юнацкай творчасці Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе ўдзельнічаць у Міжнародным фестывалі “Галіцкая Мельпамена”, які адбудзецца ў г. Львове (Украіна).
Тэл. 227-12-06

З 5 па 10 мая ў спартыўным комплексе “Раўбічы” будзе праходзіць ХІІ Міжнародны злёт юных турыстаў гарадоў-герояў (злёт юных турыстаў Саюзнай дзяржавы).
Тэл. 262-54-19

10-11 мая на базе Акадэміі паслядыпломнай адукацыі адбудзецца рэспубліканскі семінар “Аб асаблівасцях выкладання замежных моў у пачатковай школе”.
Тэл. 222-66-47

10-12 мая Рэспубліканскі цэнтр тэхнічнай творчасці навучэнцаў праводзіць IV рэспубліканскія спаборніцтвы па юнацкім моташматборстве памяці Пятра Купрыянава.
Удзельнікі (85 чал.) – пераможцы раённых, абласных спаборніцтваў па юнацкім моташматборстве.
Адкрыццё спаборніцтваў: 11 мая ў 10.00, вул. Макаёнка, 12.
Тэл. 264-78-80

11-12 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Фабрыцыуса, 5) будзе працаваць семінар-практыкум “Дзейнасць клубаў, аматарскіх аб'яднанняў па інтарэсах ва ўмовах прафесійна-тэхнічных і сярэдніх спецыяльных устаноў адукацыі па фарміраванні сацыяльнай і творчай актыўнасці навучэнскай моладзі” для кіраўнікоў клубных аб'яднанняў, прафесійна-тэхнічных і сярэдніх спецыяльных навучальных устаноў.
Тэл. 227-12-06

12-14 мая на базе СТК “Баравая” Рэспубліканскі цэнтр тэхнічнай творчасці навучэнцаў праводзіць ХІ рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па картынгу, прысвечаныя Году маці.
Удзельнікі (80 чал.) – навучэнцы гурткоў, пераможцы гарадскіх, раённых і абласных спаборніцтваў па картынгу.
Адкрыццё спаборніцтваў: 13 мая ў 12.00.
Тэл. 264-78-80

12-14 мая ў г. Гомелі адбудзецца Кубак Еўропы па інтэлектуальных гульнях.
Тэл. 227-12-06

13 мая каманды Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі прымуць удзел у Чэмпіянаце Рэспублікі Беларусь па спартыўнай аэробіцы, які будзе праходзіць у ДК “Трактарны завод”.
Тэл 227-12-06

15 мая ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) праводзіцца свята “У асяроддзі сям'і”, прысвечанае Міжнароднаму году сям'і, з удзелам сем'яў-прадстаўнікоў рэспубліканскіх фондаў, асацыяцый, творчых калектываў.
Тэл. 227-12-06

15-16 мая ў Пінскім дзяржаўным прафесійна-тэхнічным каледжы лёгкай прамысловасці адбудзецца рэспубліканскі семінар-практыкум “Інфармацыйна-камунікатыўныя тэхналогіі ў працэсе выкладання прадметаў прыродазнаўча-матэматычнага цыкла ва ўстановах, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі”.
Тэл. 238-51-91

15-18 мая Віцебская вобласць будзе прымаць удзельнікаў юнацкага першынства Рэспублікі Беларусь сярод юнакоў па спартыўным арыентаванні.
Тэл. 262-54-19

16-19 мая на базе Бабруйскага дзяржаўнага машынабудаўнічага прафесійна-тэхнічнага каледжа будзе праходзіць рэспубліканскі конкурс прафесійнага майстэрства сярод навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі, па прафесіі “Электразваршчык ручной зваркі”.
Тэл. 222-64-90

17 мая ў Рэспубліканскім цэнтры тэхнічнай творчасці навучэнцаў (вул. Макаёнка, 12) адбудзецца рэспубліканскі конкурс мастацкай фатаграфіі “Зямля пад белымі крыламі” (у рамках рэспубліканскай акцыі “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”).
Удзельнікі (200 чал.) – пераможцы гарадскіх, раённых, абласных конкурсаў мастацкай фатаграфіі.
Урачыстае адкрыццё экспазіцыі: 17 мая ў 15.30.
Тэл. 264-78-80

17-18 мая ў Брэсце будзе праходзіць рэспубліканскі семінар кіраўнікоў дапаможных школ (школ-інтэрнатаў) “Інавацыі ў навучанні і выхаванні дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю ў святле рэфармавання спецыяльнай адукацыі”.
Тэл. 222-64-73

17-18 мая Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіць рэспубліканскі майстар-клас “Асноўныя тэхналагічныя прыёмы выразання выцінанкі” для кіраўнікоў гурткоў і студый устаноў пазашкольнага выхавання і навучання.
Тэл. 227-12-06

18 мая ў Мінскім гарадскім Палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41) адбудзецца фінал гульні “Брэйн-рынг” (юніоры).
Тэл. 227-12-06

20-21 мая ў г. Магілёве будзе праходзіць камандны чэмпіянат Рэспублікі Беларусь па спартыўным арыентаванні. Колькасць удзельнікаў – 400 чалавек.
Тэл. 262-54-19

21 мая ў Мінскім гарадскім Палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41) пройдзе турнір “Свая гульня” (юніоры, ювеналы).
Тэл. 227-12-06

22-23 мая ў Гродзенскім дзяржаўным політэхнічным каледжы адбудзецца рэспубліканскі семінар-практыкум “Інфармацыйна-камунікатыўныя тэхналогіі ў працэсе выкладання прадметаў сацыяльна-гуманітарнага цыкла ва ўстановах, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі”.
Тэл. 238-51-91

З 22 па 28 мая ў г. Крычаве будзе праходзіць Тыдзень турызму і краязнаўства для дзяцей і моладзі.
Тэл. 262-54-19

23 мая ў г. Крычаве адбудзецца адкрыццё рэспубліканскай акцыі навучэнскай моладзі “Жыву у Беларусі і тым ганаруся”. Колькасць удзельнікаў – 1000 чалавек.
Тэл. 262-54-19

23-26 мая на базе Рэспубліканскага Дома навучэнцаў і работнікаў устаноў прафесійнай адукацыі (вул. Славінскага, 12) будзе праходзіць IV рэспубліканскі фестываль дэкаратыўна-прыкладной творчасці навучэнцаў і работнікаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі, “Беларускі вянок”.
Тэл.222-64-90

25 мая Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі праводзіць курсавую падрыхтоўку асоб, якія суправаджаюць арганізаваныя групы дзяцей, што выязджаюць на аздараўленне за рубеж на дабрачыннай аснове.
Тэл. 227-12-06

26-28 мая Народны цырк “Транзіт” Нацыянальнага цэнтра мастацкай творчасці дзяцей і моладзі будзе ўдзельнічаць у Міжнародным фестывалі “Залатая пчолка” ў г. Клімавічы.
Тэл. 227-12-06

28 мая ў Мінскім гарадскім Палацы дзяцей і моладзі (Старавіленскі тракт, 41) адбудзецца “Сусветны дзень інтэлекту”.
Тэл. 227-12-06

28-31 мая на базе Цэнтра пазашкольнай работы ўпраўлення адукацыі Магілёўскага аблвыканкама пройдуць ХІ рэспубліканскія спаборніцтвы навучэнцаў па суднамадэльным спорце, прысвечаныя Году маці.
Удзельнікі (70 чал.) – навучэнцы суднамадэльных гурткоў, пераможцы гарадскіх, раённых і абласных спаборніцтваў па суднамадэльным спорце.
Адкрыццё спаборніцтваў: 29 мая ў 10.00.
Тэл. 264-78-80

29 мая Нацыянальны цэнтр мастацкай творчасці дзяцей і моладзі арганізуе заезд дзяцей у Нацыянальны дзіцячы аздараўленчы лагер “Зубраня” для ўдзелу ў творча-гульнёвым праекце “Хай заўсёды буду Я!”.
Тэл. 227-12-06

З 30 мая па 1 чэрвеня ў Нацыянальным цэнтры мастацкай творчасці дзяцей і моладзі (вул. Кірава, 16) будзе праходзіць Нацыянальны форум “Дзеці Беларусі: дзеянні ва імя будучыні”.
Тэл. 227-12-06

З 30 мая па 2 чэрвеня на базе Пінскага дзяржаўнага прафесійна-тэхнічнага каледжа лёгкай прамысловасці будзе праводзіцца рэспубліканскі конкурс прафесійнага майстэрства сярод навучэнцаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесійна-тэхнічнай адукацыі, па практычным выкарыстанні камп'ютэраў.
Тэл. 222-64-90


У маі Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі праводзіць наступныя курсы павышэння кваліфікацыі:

  1. Намеснікаў дырэктараў па адміністрацыйна-гаспадарчай рабоце: “Шляхі і метады эфектыўнага адміністрацыйна-гаспадарчага забеспячэння навучальных устаноў”.
  2. Выкладчыкаў агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін: “Праектаванне і арганізацыя вучэбных заняткаў ва ўстановах прафесійнай адукацыі” (машынабудаванне, электратэхніка, радыётэхніка).
  3. Выкладчыкаў грамадазнаўчых дысцыплін: “Ідэалагічны патэнцыял айчыннай гісторыі і культуры”.
  4. Выкладчыкаў эканомікі: “Сучаснае навукова-метадычнае забеспячэнне эканамічнай адукацыі”.
  5. Майстроў вытворчага навучання, інструктараў вучэбных цэнтраў, ВВК: “Праектаванне, арганізацыя і тэхналогія вытворчага навучання” (з атрыманнем пасведчання аб праве выкладання ваджэння).

Мэтавыя курсы:

  1. Намеснікаў дырэктараў па вучэбнай рабоце, выкладчыкаў агульнапрафесійных і спецыяльных дысцыплін, метадыстаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі: “Арганізацыйна-педагагічныя ўмовы рэалізацыі адукацыйных стандартаў спецыяльнасцей у адукацыйным працэсе сярэдняй спецыяльнай адукацыі”.
  2. Выкладчыкаў, метадыстаў: “Камп’ютэрныя сістэмы ў дапамогу выкладчыку”.
  3. Майстроў вытворчага навучання: “Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі ў рабоце майстра”.

Тэл. 235-84-43

25 апреля 2006
Рэспубліканская выстава дзіцячай творчасці

       Галоўнай мэтай выставы з’яўляецца садзейнічанне развіццю жанру народнага мастацтва “выцінанка”, пашырэнне ўяўленняў аб характары гэтага самабытнага віду народнага мастацтва, яго традыцыях і сучасных мастацкіх асаблівасцях, распаўсюджванне вопыту дзейнасцi гурткоў і студый за межамi рэгiёну, развiцце творчых здольнасцей і талентаў выхаванцаў гурткоў i студый.

       У выстаўцы прымаюць ўдзел як iндывiдуальныя, так i калектыўныя “выцінанкі” навучэнцаў ўстаноў пазашкольнага выхавання i навучання і ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, з Мінскай, Гомельскай, Брэстскай, Віцебскай абласцей, г.Мінска ва ўзросце ад 10 да 25 гадоў.

        На экспазіцыі выставы прадстаўлена больш за 300 выцінананак з усіх рэгіенаў краіны.
Выстава будзе працаваць да 18 мая 2006г.

24 апреля 2006
Республиканский конкурс профессионального мастерства учащихся
21 апреля 2006
Республиканская научно-методическая конференция
20 апреля 2006
Республиканский семинар
20 апреля 2006
Сустрэча дзяцей і калектыву дашкольнай установы з беларускімі пісьменнікамі

       Прыгодніцкія казкі, вяселыя вершы, дасціпныя загадкі, вершаваныя скарагаворкі, забаўная азбука – гэта далека яшчэ не ўвесь пералік, што прапанавалі ў сваіх кнігах вядомыя пісьменнікі дзецям дашкольнага ўзросту.
Сустрэча прайшла ў форме свята. Дзеці расказвалі вершы, загадвалі загадкі, інсцыніравалі казкі, спявалі, танцавалі. Пісьменнікі чыталі свае вершы, казкі, загадвалі загадкі. З захапленнем прысутнічыя на свяце глядзелі Батлейку, якую паказалі дзеці разам з выхавацелямі.

Юныя артысты дзіцячага садка № 187 г.Мінска

       Няма для садоўніка лепшага і найважнейшага часу, чым вясна.
Так і няма ў бацькоў і педагогаў найбольш адказнага перыяду ў маладога пакалення, чым час ранняй вясны іх жыцця – дзяцінства.
Ранні ўзрост – самы сензітыўны, асабліва спрыяльны для развіцця мовы. Важна не ўпусціць гэтага перыяду.
У пераходны перыяд ад ранняга да дашкольнага ўзросту пачынаюць закладвацца парасткі мастацкага ўспрымання.
Знаемства з літаратурай і самымі простымі формамі тэатра ўзбагачае кругагляд малых, садзейнічае фарміраванню фантазіі, памяці, эмацыянальнай сферы.
Адной з галоўных задач дашкольнага ўзросту з'яўляецца далучэнне да багацця літаратурнай спадчыны народа, фарміраваць цікавасць да іх; выхоўваць цікавасць да кнігі, суперажываць героям мастацкага твора. Праграмай выхавання і навучання ў дзіцячым садзе прадугледжана знаемства з творамі беларускіх пісьменнікаў: Ніны Галіноўскай, Алены Лось, У.Луцэвіч, Сокалава-Воюша, Бічэль-Загнетавай і іншых.

Міхась Пазнякоў на сустрэчы з дзецьмі дашкольнай ўстановы № 187 г.Мінска.
Паэт. Намеснік галоўнага рэдактара часопіса “Неман”. Старшыня Мінскага гарадскога аддзялення Саюза Пісьменнікаў Беларусі.

       У дзіцячым садзе № 187 робіцца ўсе магчымае для таго, каб жыцце дзетак ў іх гады было шчаслівым, а дом – дзіцячы садок, радасным, светлым і цеплым. Вялікую ролю ў рашэнні задач, якія звязаны з авалоданнем дзецьмі мастацка-маўленчай дзейнасцю, яго захопленасцю літаратурай, тэатрам, здольнасцю заразіць гэтай любоўю дзяцей тут адыгрываюць дарослыя – выхавацелі, іх памочнікі, іншыя супрацоўнікі дзіцячага садка.

Уладзімір Мазго на сустрэчы з выхаванцамі дзіцячага садка № 187 г.Мінска.
Паэт. Вядучы рэдактар ВРУП “Мастацкая літаратура”.

       Мастацкае слова мае вельмі каштоўны эффект:яно дапамагае малому пераадолець страх, выклікае цікавасць да наваколля, зблізіцца з аднагодкамі, спрыяе добраму настрою на працягу ўсяго дня.
«Кнігі абудзілі маю фантазію. Але больш за ўсе зрабілі на мяне ўплыў беларускія народныя казкі, якія чуў ў маленстве».
Янка Купала.

18 апреля 2006
Республиканский конкурс профессионального мастерства

В личном первенстве конкурса призовые места заняли:

1 место – Китова Екатерина Сергеевна, учащаяся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж электроники»;

2 место – Короленко Марина Владимировна, учащаяся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж электроники»;

2 место – Уласевич Елена Николаевна, учащаяся филиала «Профессионально-технический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»;

3 место – Мельник Елена Евгеньевна, учащаяся учреждения образования «Борисовский государственный политехнический профессиональный лицей»;

3 место – Хацкевич Ольга Николаевна, учащаяся учреждения образования «Борисовский государственный политехнический профессиональный лицей»;

3 место – Лаврова Екатерина Викторовна, учащаяся учреждения образования «Борисовский государственный политехнический профессиональный лицей».


В командном первенстве конкурса призовые места заняли:

1 место – команда учебных заведений профтехобразования г.Минска;

2 место - команда учебных заведений профтехобразования Минской области;

3 место - команда учебных заведений профтехобразования Витебской области.

Начальник управления
профессионально-технического
образования
Э.Н.Гончар
17 апреля 2006
Учебные планы
17 апреля 2006
Пресс-релиз

       В рамках проведения республиканского фестиваля художественного творчества детей из районов пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, «С памятью в сердце и надеждой на будущее» 19 апреля 2006 года в 14.00 в учреждении образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь будет открыта выставка творческих работ «Чернобыль в моей судьбе и судьбе моей страны».

        Главной целью выставки является воспитание у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма, ответственности за настоящее и будущее своей страны, формирование жизнеутверждающих принципов и уверенности в завтрашнем дне своей родины посредством вовлечения детей и учащейся молодежи в деятельность по изучению истории трагических событий аварии на Чернобыльской АЭС, предпринимаемых государством мер по ликвидации её последствий, а также организации работы по развитию художественного творчества детей и учащейся молодежи в пострадавших районах.

        В выставке принимают участие воспитанники и учащиеся учреждений образования, расположенных в районах Гомельской, Могилевской, Брестской и Минской областей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в возрасте от 7 до 18 лет.

       На экспозиции выставки будет представлено более 150 рисунков, плакатов и фотографий, 70 экспонатов декоративно-прикладного творчества.

       По результатам работы жюри республиканского фестиваля в номинациях «рисунок, плакат», «декоративно-прикладное творчество» и «фотография» победители будут награждены дипломами и ценными подарками. При оценке конкурсных работ особое внимание будет уделено оригинальности творческого замысла, технике и мастерству выполнения работы.


Заведующая отделом изобразительного,
декоративно-прикладного творчества
и выставочной работы
В.С.Романчук
17 апреля 2006
ПРЕСС-РЕЛИЗ

27 апреля состоится суперфинал, а 28 апреля с 14.00 до 17.00 в малом зале Дворца Республики пройдет торжественное закрытие конкурса, награждение победителей, лауреатов и участников заключительного этапа конкурса.
Конкурсное движение педагогов Республики Беларусь выступает действенным средством выявления, анализа, обобщения и распространения передового педагогического опыта. Конкурс “Учитель года Республики Беларусь” представляет собой систему мероприятий, направленных на стимулирование профессионального и личностного роста педагогов, выявление лучших учителей Республики Беларусь, тенденций развития образования страны.
Конкурс “Учитель года” проводится в Республике Беларусь с 1991 г. До настоящего времени состоялось шесть мероприятий такого рода (1991, 1992, 1995, 1997, 2001, 2004г.г.).
Участники конкурса – лидеры образования, представляющие соответствующие времени эталоны педагогического мастерства. В 1991 г. Победителями республиканского конкурса стали учитель химии СШ №10 г. Барановичи Дедко Владимир Михайлович и учитель музыки и пения СШ №62 г. Минска Лепешкин Сергей Владимирович. Во Всесоюзном конкурсе вместе с ними принял участие и учитель физики СШ №49 г. Минска Гербутов Валерий Александрович, занявший в республиканском конкурсе второе место. Именно В.А. Гербутов получил впоследствии главный приз Всесоюзного конкурса – “Хрустальный пеликан”. В 1992г. Победителем республиканского конкурса “Учитель года” стал учитель английского языка СШ № 7 г. Барановичи Маслов Юрий Всеволодович, в 1995г. – учитель физики СШ№1 г. Дрогичина Зданович Владимир Матвеевич; в 1997г. – учитель истории СШ №2 г. Ошмяны Гинчук Валентина Васильевна; в 2001г. – учитель географии Ланской средней школы Малоритского района Брестской области Шпетный Вадим Павлович; в 2004г. – учитель информатики Могилевского областного лицея № 3 Якименко Игорь Викторович.
Практика показала, что проведение столь значительного конкурсного мероприятия существенно обостряет интерес общества к учительской профессии, повышает ее престиж, социальный статус работников сферы образования. В особой степени этому содействует сформировавшаяся традиция вручения главного приза конкурса – “Хрустального журавля” - Президентом Республики Беларусь, встречи главы государства с победителями конкурса. В.М. Здановичу, В.А. Гербутову, Ю.В. Маслову указом Президента Республики Беларусь было присвоено звание “Заслуженный учитель Республики Беларусь”. В.В. Гинчук, В.П. Шпетный, И.В. Якименко получили из рук Президента ключи от машины “Жигули”.
Многие бывшие конкурсанты стали обладателями научных степеней (В.В. Гинчук) Ю.В. Маслов, руководителями учреждений образования (И.В. Якименко – директором гимназии, В.П. Шпетный – заместителем директора школы), государственными деятелями (В.М.Зданович в 2002 и 2004 г. Был избран депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, сегодня он председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу).
Академия последипломного образования содействует распространению опыта тех учителей, которые принимали участие в конкурсе. Деятельность этих педагогов повышает качество работы образовательной сферы, вносит существенный вклад в создание международного авторитета образования в нашей стране.
Полученные в процессе проведения конкурса материалы анализируются и обобщаются в специально подготовленных книгах, статьях научно-педагогических журналов.
Проведение конкурсов “Учитель года Республики Беларусь” характеризуется четкой организацией. В рамках конкурсных мероприятий проводятся совещания с руководителями команд и руководителями тех учреждений, на базе которых планируются конкурсные мероприятия. Начиная с 2004г., проводятся курсы для участников республиканского этапа и руководителей команд, в ходе которых слушатели встречаются с Министром образования Республики Беларусь А.М. Радьковым, заместителем Министра К.С. Фарино, получают необходимую информацию о программе и ходе конкурса. Позитивную оценку вызывают выступления конкурсантов перед педагогической общественностью, в том числе в ведущих высших учебных заведениях и учреждениях системы повышения квалификации. Широкое освещение республиканского этапа конкурса обеспечивается в средствах массовой информации. Республиканский этап конкурса состоит из двух частей: финал и полуфинал.

В нынешнем конкурсе представлена яркая палитра предметов: белорусский язык и литература, русский язык и литература, история и “Ч.О.Г.”, иностранный язык (английский, немецкий), начальные классы, информатика, география, биология, физическая культура, ИЗО, химия.

Возраст участников конкурса – от 28 лет до 45.
Стаж работы – от 12 лет до 24 с высшей категорией и от 6 лет до 17 – с первой категорией.
Практические все участники отмечены Грамотами отделов образования, многие Почетными грамотами облисполкомов и райисполкомов; Благодарственным письмом и премией из Фонда Президента РБ (Клевец И.Р.); Звания “Минчанин года” (Логунова О.М.); Осмольская Е.В. является членом БРСМ; Костевич Е.В. – Делегат третьего Всебелорусского собрания.

ПРОГРАММА
заключительного этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников “Учитель года Республики Беларусь – 2006”

Дата и время проведения Содержание мероприятия Место проведения
Финал конкурса
18 апреля 10.00 Открытие конкурса Актовый зал
Академии последипломного образования
10.30 – 16.00 Творческое самопредставление конкурсантов
16.00 Концерт
19 – 21 апреля
24 – 26 апреля
Проведение уроков в незнакомых классах
(по выбору участников)
Проведение уроков в незнакомых классах
(по предложению жюри)
Учреждения образования
г. Минска
Работа видеосалона (просмотр уроков участников конкурса) Академии последипломного образования (ауд. 311)
Выступление участников конкурса с лекциями перед педагогической общественностью Белгосуниверситет,
БГПУ, МГЛУ, АПО, ИПК, педколледжи
22 апреля Педагогическое
и психологическое тестирование
Академия последипломного образования
Суперфинал конкурса
27 апреля
9.30 – 18.00
Педагогический брейн-ринг, мини-урок на сцене, конкурс-сюрприз, представление и защита образовательного проекта “Качественное образование – это…”, концерт, подведение итогов суперфинала Актовый зал
Академии последипломного образования
28 апреля
14.00 – 17.00
Торжественное закрытие конкурса, награждение победителя, лауреатов и участников заключительного этапа конкурса Дворец республики
17 апреля 2006
Итоги IХ республиканской выставки

       На выставке были представлены научно-методическая литература, материалы из опыта работы органов управления образованием, учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования по использованию современных здоровьесберегающих технологий, эффективных форм и методов воспитания культуры здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, приобщения детей и учащихся к активным формам организации досуга, занятиям физкультурой и спортом, а также диагностическое и спортивное оборудование. Впервые в выставке методической литературы приняли участие учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования. Особенности организации физкультурно-массовой и здоровьесберегающей работы отражены в материалах учреждений внешкольного воспитания и обучения, в том числе и физкультурно-спортивного профиля.

       Прошедшая выставка показала, что в системе образования накоплен значительный позитивный опыт развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни учащихся и студентов. Это подтверждает количество представленных к участию в выставке работ, количество которых превысило 3500.

        Характерной особенностью всех поступивших в текущем году работ является комплексный подход в решении задач формирования здорового образа жизни учащейся молодежи, который включает учебную и внеучебную деятельность. В материалах отражены не только цели и задачи здоровьесберегающей работы, но и ее планирование, содержание проводимых мероприятий, а также мониторинг. Положительным является опыт использования разнообразных активных форм воспитательных мероприятий, позволяющих формировать мотивацию к здоровому образу жизни, приобщать к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

       Жюри отметило высокий уровень оформления материалов, их практикоориентированность. Многие из них акцентируют внимание, что очень важно, на профилактической работе по предупреждению вредных привычек и формированию навыков безопасного и ответственного поведения.

       озитивным является то, что на выставке представлены и авторские, и коллективные разработки. И что особенно радует – это наличие разнообразных материалов с использованием современных электронных технологий. Дипломами выставки в различных номинациях отмечено 256 работ. Кроме того, отмечена работа органов управления образованием, педагогических коллективов и авторов, представивших работы на выставку.
В рамках выставки проведен ряд мероприятий для различных категорий педагогических работников: республиканский семинар «Формирование здорового образа жизни в условиях реформирования системы образования» для социальных педагогов; заседание клуба педагогических инициатив Республиканского института профессионального образования «Использование электронного информационного пространства в оптимизации работы по формированию здорового образа жизни», заседание республиканской научно-методической секции «Выставочный ресурс как база для совершенствования деятельности учреждений системы внешкольного воспитания и обучения».

       По итогам выставки планируется издание аннотированного каталога лучших материалов, а также сборников из опыта работы и пособий для различных типов учреждений образования и в помощь педагогическим работникам. Материалы, представленные на выставке, будут также опубликованы на страницах педагогических периодических изданий, особенно журналов «Здоровый образ жизни», «Социально-педагогическая работа», «Физкультура в школе».

14 апреля 2006
О проведении республиканского фестиваля-конкурса художественного творчества

Девиз фестиваля-конкурса: “Беларусь – мая любоў, мая спадчына, мая будучыня!”

Проведение данного мероприятия обусловлено вниманием государства и общественности к проблемам молодежной культуры, духовно-нравственному и идейно-патриотическому воспитанию.

В финале республиканского фестиваля-конкурса примут участие лучшие творческие коллективы и победители областных и минского городского смотров-конкурсов художественной самодеятельности высших учебных заведений. Более 1000 студентов получили приглашение на фестивальные выступления в г.Минске.

Программы, представленные на фестиваль-конкурс, включают выступления коллективов следующих жанров:

- вокально-хоровое творчество: хоровые коллективы, вокальные ансамбли,
солисты академического, народного и эстрадного направления;

- оркестрово-инструментальное творчество: оркестры, ансамбли, солисты;

- хореографическое творчество: коллективы классического, народно- сценического, бального и современного танца;

- театральные коллективы;

- театры моды учебных заведений.

В фестивальные дни участников, гостей и зрителей ждёт насыщенная и интересная программа: творческие встречи на концертных площадках г.Минска, конкурсные просмотры, проведение интерактивного голосования, танцевальная программа.

Гран-при фестиваля-конкурса будет вручён за лучшую тематическую программу.

Администрация Национального центра художественного творчества детей и молодёжи приглашает гостей на главные фестивальные мероприятия:

- пресс-конференцию для представителей СМИ 18 апреля в 11.00 (Национальный пресс-центр Республики Беларусь, ул. Октябрьская, 5);

- выставку творческих работ на тему “Синие цветы в белых облаках” учащихся студии “Батик” (рук. Юлия Макаревич) Национального центра художественного творчества детей и молодёжи. 18 апреля в 18.00 ( ул.Фабрициуса,5);

- торжественное открытие финала республиканского фестиваля-конкурса 18 апреля в 19.00 (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, ул.Фабрициуса,5);

- церемонию награждения победителей и гала-концерт участников республиканского фестиваля-конкурса 21 апреля в 12.00 (Белорусский государственный экономический университет, Партизанский пр.,26, корпус 2).

Дополнительная информация по проведению фестиваля-конкурса предоставляется по телефонам 226-53-76, 200-63-21

13 апреля 2006
The Ministry of Education of the Republic of Belarus
13 апреля 2006
О мероприятиях к 20-летию Чернобыльской катастрофы

       К 20-летию трагической даты мероприятия планируется организовать также на областном и республиканском уровне. Так, уже сегодня в пострадавших районах проводятся акция «В будущее с надеждой» (организована совместно с Комчернобылем), республиканская туристско-краеведческая акция «Чернобыль – боль моей страны и моя», а также республиканский фестиваль художественного творчества детей из районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС «С памятью в сердце и надеждой на будущее».

       В дни работы международной конференции «Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших районов» в г.Минске в Учреждении образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» откроется выставка детских работ, а также пройдет гала-концерт с участием детских коллективов из пострадавших районов - победителей фестиваля.

13 апреля 2006
Інфармацыя па алімпіядах

       Сучасная адукацыя ў Рэспубліцы Беларусь – гэта якасная адукацыя на ўсіх стадыях навучання, якая забяспечваецца высокім узроўнем прафесіяналізму педагагічных кадраў, укараненнем найноўшых тэхналогій у працэс навучання, аператыўным абнаўленнем зместу адукацыі, сацыяльнай падтрымкай навучэнцаў, якая адпавядае сучасным патрабаванням права, матэрыяльна-тэхнічным і вучэбна-метадычным забеспячэннем, выхаваннем моладзі ў духу грамадзянскасці і патрыятызму.

        У 16 рэспубліканскіх алімпіядах прынялі удзел 1497 навучэнцаў. Дыпломы 1-й ступені атрымалі 132 удзельнікі алімпіяды, 2-й – 211, 3-й – 384. Трэба адразу адзначыць, што выпускнікі гэтага года, якія апынуліся ў пераліку пераможцаў, маюць права на залічэнне ў профільныя вышэйшыя навучальныя ўстановы без уступных іспытаў. 17 вучняў з сельскай мясцовасці атрымалі спецыяльны прыз Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь.

       Міністр адукацыі адзначыў высокі арганізацыйны ўзровень правядзення заключнага этапа рэспубліканскіх алімпіяд. Разам з тым, на пасяджэнні аргакамітэта былі выяўлены праблемныя пытанні. Да іх ліку педагогі аднеслі стварэнне ўмоў для максімальнага выяўлення вучняў, якія валодаюць высокім інтэлектуальным патэнцыялам сярод сельскіх школьнікаў, а таксама навучэнцаў вучылішчаў і каледжаў незалежна ад ведамаснай прыналежнасці і форм уласнасці. Прапануецца разгледзець пытанне аб вяртанні ў сцены ВНУ школ “юных”. Праца такіх школ, як юны філолаг, юны журналіст, што арганізаваны на базе факультэтаў БДУ, паказвае перспектыўнасць такіх намаганняў у выяўленні талентаў нашай краіны. Трэба праводзіць мэтанакіраваную падрыхтоўку і настаўніцкага корпусу па пытаннях выяўлення і развіцця адораных дзяцей і навучэнскай моладзі, шырэй вывучаць аўтарскі вопыт вядучых педагогаў краіны, вучні якіх ужо неаднаразова былі пераможцамі розных алімпіяд. Адзначалася і неабходнасць матэрыяльнага стымулявання такіх педагогаў. Будзе разгледжана пытанне аб развіцці сеткі гімназій, гімназічных класаў, ліцэяў, ліцэйскіх класаў, класаў з паглыбленым вывучэннем прадметаў, у тым ліку і ў сельскай мясцовасці. Правядзенне алімпіяд выявіла яшчэ адну праблему – аказанне кансультацыйнай дапамогі бацькам адораных дзяцей і навучэнскай моладзі. Часам атрымліваецца так, што бацькі не зусім падрыхтаваны да таго, што іх дзіця – вундэркінд. Прадугледжваецца арганізацыя пастаянных кансультацый з такімі бацькамі. Псіхалагічнай падтрымкі патрабуюць і самі ўдзельнікі алімпіяд. Яны павінны быць загартаванымі і падтрыхтаванымі да розных стрэсавых сітуацый, асабліва на міжнародных алімпіядах, калі апынаюцца ў чужой краіне, з іншай культурай і звычаямі.

       На пасяджэнні было прынята рашэнне па ўзнятых праблемах, а таксама парадак забеспячэння інфармацыйнай бяспекі тэкстаў алімпіядных заданняў у перыяд правядзення трэцяга і заключнага этапаў рэспубліканскай алімпіяды. У ім строга акрэсліваецца кола асоб, якія маюць доступ да алімпіядных заданняў, вызначаецца парадак прыёму, захоўвання, тыражавання і пакеціравання алімпіядных заданняў.

        Міністр адукацыі Аляксандр Радзькоў у заключэнні адзначыў, што праведзеная плённая праца – гэта не завяршэнне, а толькі пачатак напружанай і карпатлівай работы з камандамі, якія паедуць на міжнародныя алімпіяды. Іх, дарэчы, у гэтым годзе будзе шэсць: па хіміі (Паўднёвая Карэя), біялогіі (Аргенціна), матэматыцы (Славенія), фізіцы (Сінгапур), інфарматыцы (Мексіка), геаграфіі (Аўстралія).

13 апреля 2006
Республиканский семинар-практикум (12-13 апреля т.г. )
Тема семинара: «Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи в условиях реформирования системы образования». Основной целью семинара-практикума является повышение профессиональной компетентности участников по проблеме формирования здорового образа жизни учащейся молодежи, профилактики вредных привычек, ознакомление с опытом работы по данному направлению. В работе семинара практикума принимает участие более 70 специалистов. Программа семинара-практикума предусматривает пленарное заседание, работу в микрогруппах, посещение 1Х Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни учащихся и студентов». Участники семинара имеют возможность получить методические и информационные материалы по различным аспектам формирования здорового образа жизни на электронном носителе.
13 апреля 2006
Информация о проведении показа моделей одежды делового стиля для учащихся
Целью показа является популяризация моделей одежды делового стиля отечественного производства среди учащихся общеобразовательных учреждений г.Минска.
На показ моделей одежды делового стиля приглашаются участники образовательного процесса (учащиеся, родители, педагогические работники), специалисты комитета по образованию Мингорисполкома и районных управлений образования г.Минска.
12 апреля 2006
ОБ ИТОГАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
       Организаторами данного мероприятия выступили Центр учебной книги высшей школы и кафедра историко-патриотического воспитания РИВШ.

       На семинаре было обсуждено современное состояние и перспективы учебного книгоиздания по социально-гуманитарным дисциплинам в Республике Беларусь, задачи и проблемы его реформирования.

       В частности, открывшая семинар первый проектор Республиканского института высшей школы В.И.Дынич отметила принципиальную важность дисциплин исторического спектра для формирования и человека, и гражданина, что особо значимо в контексте реализации задач, установленных Программой социально-экономического развития республики на 2006-2010 гг.

       В этой связи, по мнению многих участников семинара, работе по подготовке учебных изданий необходимо добавить системности и сделать акцент на выпуске фундаментальных и качественных учебников, позволяющих видеть объемную картину базовых дисциплин (причем не только социально-гуманитарных).

       В ходе семинара неоднократно подчеркивались идеологическая и воспитательная функции учебной литературы. Неслучайно острую дискуссию вызвал вопрос о культуре подготовки рукописей и соблюдении нормативно-правовых и инструктивных требований в области учебного книгоиздания. При этом не подвергалось сомнению, что гриф Министерства образования уже давно стал своеобразным показателем качества, дающим право именовать книгу учебником или учебным пособием.

       Полезную роль в данном контексте играет проведение серьезнейшей и чрезвычайно скурпулезной экспертизы рукописей учебников и учебных изданий в Центре учебной книги высшей школы РИВШ.

       В своем выступлении директор Центра В.В.Воронович упомянул, что за три года здесь принято к рассмотрению для прохождения процедуры грифования 1039 рукописей, а грифы учебника или учебного пособия Министерства образования Республики Беларусь выданы на 795 книг.

       По его сведениям, основной "отсев" происходит на этапе приема рукописи и в предметных секциях по различным причинам (отрицательные рецензии, несоответствие программе, завышенные объемы, отсутствие принципиальной новизны и т.д.). Это свидетельствует о повышенном внимании органов государственной власти, ученых, педагогов к проблеме улучшения содержательного и методического наполнения учебной литературы, хотя и не отменяет дальнейшей упорной и предметной работы в указанной сфере.

       Неслучайно в рамках семинара выделены огромная положительная роль экспертной секции по историческим дисциплинам Научно-методического совета при министерстве, а также вклад ведущих вузов страны в развитие профильного учебного книгоиздания в Республике Беларусь. Это нашло свое подтверждение в содержательных и вызывавших живой интерес участников выступлениях председателя соответствующей секции, члена Государственной комиссии по подготовке учебников в гуманитарно-общественной сфере В.С.Кошелева и члена Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования О.А.Яновского.

       В качестве иллюстрации активного внедрения передовых методик преподавания и мультимедийных технологий в учебный процесс участникам семинара была предложена презентация электронного учебного пособия по курсу истории Беларуси. Помимо изложенного, семинар сопровождался выставкой учебников и учебных пособий исторического цикла, изданных в 2000-2005 гг.

       По общему мнению, проведенный семинар придаст новый импульс научному и педагогическому творчеству и будет способствовать качественному совершенствованию учебной литературы по истории, способной быть на уровне лучших мировых аналогов и даже превосходить их.

12 апреля 2006
Республиканский семинар-совещание для работников вузов
Министр образования Республики Беларусь

В рамках деятельности семинара-совещания были актуализированы основные направления государственной молодежной политики в Республике Беларусь, определена поддержка талантливой молодежи как фактора идейно-воспитательной работы в учреждениях высшего образования, а также очерчена роль Министерства образования и Республиканского института высшей школы в реализации государственной политики по поддержке талантливой молодежи.

В своем выступлении перед проректорами по идеологической работе высших учебных заведений Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, профессор А.И. Жук отметил перспективность формирования компьютерного банка данных одаренной молодежи как средства повышения эффективности работы с одаренной молодежью в Республике Беларусь. Деятельность специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов отразил в своем выступлении секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов Н.В. Пташник.

В рамках круглого стола, проведенного по итогам данного семинара, участники отметили важность данного мероприятия, его информативную и практическую значимость, высказались за организацию серии подобных семинаров по наиболее актуальным вопросам развития системы высшего образования.

12 апреля 2006
О ПРОВЕДЕНИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ " ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО КНИГОИЗДАНИЯ"
       В рамках курсов освещались вопросы особенностей редактирования и работы с авторскими оригиналами, государственной системы управления интеллектуальной собственностью, охраны объектов авторского права и смежных прав в Республике Беларусь, а также методики поиска, использования и защиты товарных знаков.

       Особое внимание было уделено изучению порядка грифования учебной литературы в системе Министерства образования, обозначению выходных данных издания и их регистрации в Национальной книжной палате.

       Для преподавания на курсах были приглашены специалисты Центра учебной книги высшей школы РИВШ, Белорусского государственного технологического университета, Национального центра интеллектуальной собственности, издательства "Вышэйшая школа".

       Данное мероприятие является частью системной работы Министерства образования и РИВШ по упорядочению издательской деятельности вузов, расширению роли УМО в указанном процессе, улучшению качества учебной литературы.

       Заинтересованный обмен мнениями между участниками и организаторами позволяет сделать вывод о правильности выбора приоритетов в ходе совершенствования механизма учебного книгоиздания для высшей школы и курса на более тесное взаимодействие Центра учебной книги с авторами, вузами и издательствами.

Центр учебной книги высшей школы тел. (017) 209 59 67
Республиканского института высшей школы г. Минск, ул. Московская , 15 - 723
12 апреля 2006
ИНФОРМАЦИЯ О СЕМИНАРЕ

В программе семинара рассматривались вопросы:

  • обновления нормативной базы для системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • организации и проведения государственного контроля учреждений системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • внесения изменений и дополнений в ОКРБ 011-2001;
  • разработки учебно-программной документации;
  • реализации требований нормативных документов в учебном процессе.

В заключение семинара состоялся круглый стол по организации повышения квалификации и переподготовки кадров.

Мероприятие было высоко оценено участниками семинара. По предложению участников подобная практика проведения семинаров по актуальным вопросам организации учебного процесса и его обеспечения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров будет продолжена.

12 апреля 2006
Программа коллегии 27.04.2006 г.
11 апреля 2006
Приказ Министерства образования №178 от 27.03.2006 г.

В соответствии с пунктом 39 Правил аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь от 25.10.1999 № 642 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2004 № 76), с целью подготовки и проведения выпускных экзаменов за курс средней школы по информатике в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемые билеты по информатике для проведения выпускных экзаменов за курс средней школы в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, для лиц с нарушением слуха.


Министр А.М.Радьков

(Ознакомиться с билетами можно тут. Ознакомиться с приказом можно тут)

11 апреля 2006
Международная конференция
В связи с этим в рамках 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Беларусь выступила с инициативой о проведении в 2006 году в Минске международной конференции, приуроченной к 20-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС. Главной целью конференции является обобщение накопленного опыта в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы и выработка рекомендаций, определяющих стратегию действий в этой области на следующее десятилетие.

       Программа конференции включает научные и общественно-культурные мероприятия, которые пройдут с 19 по 21 апреля 2006. Проведение открытия конференции и общественно-культурных мероприятий планируются в г. Минске, научно-практическая часть запланирована в г. Гомеле. В рамках конференции пройдет и III Минский международный фестиваль экологического кино «EKAFILM».

       Кочернобыль: www.chernobyl.gov.by

07 апреля 2006
Республиканский месячник по сбору макулатуры

       Месячник проводится в рамках конкурса по сбору макулатуры среди учебных заведений страны в 2005/2006 учебном году с целью активизации работы учебных заведений по сбору макулатуры, приобщения учащихся и студентов к выполнению планов по поставке макулатуры для республиканских нужд и рациональному использованию вторичного сырья.

        Республиканский оргкомитет конкурса напоминает, что победителей ждут награды – денежные премии для учебных заведений и путевки в Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» для учащихся, собравших наибольшее количество макулатуры.

        Информация о месячнике доведена до сведения организаций потребительской кооперации всех уровней, которые должны организовать совместно с учебными заведениями страны вывоз макулатуры на приемные заготовительные пункты, обеспечить своевременную оплату за сданное вторичное сырье.

       Собранная макулатура – это новые тетради, альбомы, книги, наглядные пособия, сохранение леса нашей страны.

Управление социальной и воспитательной работы
Министерства образования Республики Беларусь
Контактный телефон в Министерстве образования - 200 14 11.

07 апреля 2006
Методические рекомендации

       Министерство образования Республики Беларусь направляет для руководства и применения в практической деятельности методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий.

       Просим довести рекомендации до сведения руководителей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Заместитель Министра К.С. Фарино

(Скачать файл с методическими рекомендациями можно тут)

06 апреля 2006
6.04.2006 г. состоится республиканский семинар для инспекторов по охране детства

        В семинаре примут участие сотрудники прокуратуры, суда, специалисты Министерства образования, Национального центра усыновления, управлений образования облисполкомов и Минского горисполкома.

05 апреля 2006
Minister of Education, Republic of Belarus
05 апреля 2006
Порядок избрания делегатов III съезда учителей

       1. Областные и Минский городской организационные комитеты, утверждаемые начальниками управлений образования облисполкомов, председателем комитета по образованию Мингорисполкома, в соответствии с определенной квотой численности делегатов от области (г.Минска) устанавливают численность делегатов III съезда учителей Республики Беларусь (далее–делегатов) от районов (городов) и доводят ее до районных (городских) организационных комитетов по подготовке и проведению III съезда учителей Республики Беларусь.

       Численность делегатов от учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь, устанавливается Республиканским оргкомитетом и доводится до соответствующих учреждений образования.

       2. Делегатами съезда избираются работники:

  • учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, внешкольного воспитания и обучения, повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • отделов (управлений) образования рай(гор)исполкомов, администраций районов, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома;
  • учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь.

       3. При выдвижении кандидатур и избрании делегатов (в рамках выделенной квоты) обеспечивается пропорциональное представительство следующих категорий работников:

  • учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, педагогов социальных, воспитателей, руководителей и заместителей руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального образования;
  • работников учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения;
  • педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров;
    руководителей, заместителей руководителей и специалистов отделов (управлений) образования рай(гор)исполкомов, администраций районов, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома;
  • руководителей, заместителей руководителей, специалистов учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования.

       4. Делегаты съезда избираются на:

  • районных (городских) конференциях (педагогические работники, руководители, заместители руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего и специального образования, отделов (управлений) образования рай(гор)исполкомов, администраций районов);
  • областных и Минской городской конференциях (педагогические работники, руководители, заместители руководителей учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, внешкольного воспитания и обучения, других учреждений образования, подведомственных управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, работники этих органов управления образованием);
  • конференциях (собраниях) коллективов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования (работники этих учреждений и учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, находящихся в их структуре);
  • конференциях (собраниях) коллективов учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования (работники этих учреждений и организаций).

       5. Представители на конференцию избираются на собраниях коллективов работников учреждений образования в соответствии с нормами представительства, установленными соответствующими оргкомитетами.

       Для ведения конференции (собрания) избирается президиум, в том числе председатель и секретарь. На собрании должны быть созданы равные для всех участников условия для выдвижения и обсуждения кандидатур.

       Конференция (собрание) по выдвижению кандидатур и избранию делегатов считается правомочной, если в ней приняли участие не менее двух третей представителей (членов коллектива).

       Последовательность обсуждения кандидатур, другие процедурные вопросы (в том числе проведение открытого или тайного голосования ) определяются конференцией (собранием).

       Время, место и порядок проведения районных (городских), областных конференций по выдвижению кандидатур и избранию делегатов определяется соответствующими оргкомитетами.

       6. Делегат съезда считается избранным, если за него проголосовало не менее 2/3 участников конференции (собрания).

       Решение конференции (собрания) по выдвижению и избранию делегатов оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем конференции (собрания). К решению конференции (собрания) прилагается список избранных делегатов III съезда учителей.

       7. Каждый делегат, избранный на съезд, заполняет анкету (приложение 2).

        Районные и городские оргкомитеты составляют списки делегатов, избранных на съезд, которые вместе с анкетами делегатов представляют в областной (городской) оргкомитет в установленные им сроки.

       Областные (Минский городской) оргкомитеты на основании представленных списков и анкет составляют списки делегатов в алфавитном порядке.

       8. Областные (Минский городской) оргкомитеты, учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего и послевузовского образования, учреждения и организации, подведомственные Министерству образования, представляют анкеты и списки делегатов III съезда учителей Республики Беларусь в Республиканский оргкомитет в срок до 15 мая 2006 года по следующей форме:

№ п/п Фамилия, имя, отчество (полностью) Место работы Занимаемая должность

 

Председатель Республиканского
организационного комитета,
Министр образования
Республики Беларусь
А.М.Радьков

Скачать этот документ можно тут

04 апреля 2006
Республиканский научно-практический семинар
03 апреля 2006
IХ республиканская выставка

       На выставке будут представлены научно-методическая литература, методические материалы из опыта работы органов управления образованием, учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования по использованию современных здоровьесберегающих технологий, эффективных форм и методов воспитания культуры здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, приобщения детей и учащихся к активным формам организации досуга, занятиям физкультурой и спортом, а также диагностическое и спортивное оборудование. Впервые на выставке методической литературе по данной проблеме представлен опыт работы дошкольных учреждений. Особенности организации физкультурно-массовой и здоровьесберегающей работы отражены в материалах учреждений внешкольного воспитания и обучения.

       На выставку представлено около 2500 работ из различных учреждений и организаций системы образования.

       В рамках выставки пройдет ряд мероприятий здоровьесберегающей направленности с различными категориями педагогических работников: республиканский семинар «Формирование здорового образа жизни в условиях реформирования системы образования» для социальных педагогов; заседание клуба педагогических инициатив Республиканского института профессионального образования «Использование электронного информационного пространства в оптимизации работы по формированию здорового образа жизни», заседание республиканской научно-методической секции «Выставочный ресурс как база для совершенствования деятельности учреждений системы внешкольного воспитания и обучения»

       Официальное открытие выставки – 11 апреля в 11.00.

        Пресс-конференция для представителей средств массовой информации 11 апреля в 12.00.