На главную/ Система образования/Инклюзивное образование/Международная конференция по инклюзии

 

C 27 по 28 октября 2016 года в г. Минске проходила Международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании».

Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Республика Беларусь движется в русле этих преобразований.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса Сидоренко на Международной конференции "Инклюзивные процессы в образовании" заявила: «В Беларуси многое сделано по продвижению инклюзивного образования».

По ее словам, за последние годы нами сделан ряд шагов по продвижению инклюзивного образования, разработана и утверждена концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, исполняется план мероприятий на 2016-2020 годы. Замминистра подчеркнула, что инклюзивное образование рассматривается не только как образование лиц с особенностями психофизического развития, но и как обеспечение равных возможностей получения образования обучающихся с разными образовательными потребностями.

С 2014/2015 учебного года в Беларуси реализуется проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждении образования. В нем было задействовано 8 школ. В 2016/2017 году по экспериментальному проекту работают уже 20 инклюзивных классов. Возрастает количество учреждений общего среднего образования, в которых создана адаптивная образовательная среда. Если в 2014 году таких учреждений было 280, то в 2015-м - 951. Замминистра добавила, что это первая международная конференция, посвященная инклюзивным процессам, которая проходит в Беларуси.

"В стране многое сделано и по безбарьерной среде, и по интеграции детей с различными потребностями в общую систему образования, но конкретный разговор с участием не только Беларуси, но и представителей других стран проводится впервые", - отметила Раиса Сидоренко.

О том, какие нормативные акты регулируют развитие инклюзивного образования в других странах, рассказала региональный советник по вопросам инклюзивного образования Регионального бюро ЮНИСЕФ Средней и Восточной Европы, стран СНГ и Средней Азии Нора Шабани.

От имени Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) всех участников международной конференции, посвященной инклюзивным процессам в образовании, поприветствовал представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь доктор Рашед Мустафа Сарвар.

Он подчеркнул, что «для того, чтобы Инклюзивное образование заработало, мы должны будем изменить отношение общества – а иногда и свое отношение – к детям с инвалидностью. Мы не можем отрицать, что стигма в отношении таких детей, к сожалению, до сих пор существует». При этом он считает, что возможность использовать этот потенциал должна быть у каждого - и у обычного ребенка, и у "необычного". «В этом я вижу задачу не только системы образования, но и ЮНИСЕФ и всего общества. Пока, к моему сожалению, в Беларуси в отношении к инвалидности и инвалидам превалирует медицинский подход, а нужен - социальный. Всем нам – педагогам, родителям, обществу - нужно быть готовыми полностью принять их в наши классы», - отметил Рашед Мустафа Сарвар.

Начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко рассказала о том, что дети, находящиеся на учете в банке данных о детях с ОПФР в нашей стране, почти стопроцентно охвачены коррекционно-педагогической помощью и специальным образованием,

По ее словам, большинство детей с ОПФР имеют нарушения речи. Несколько лет подряд в стране реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждениях общего среднего образования. В нем участвуют 8 учреждений, где создано 14 инклюзивных (в полном смысле этого слова) классов.

В течение нескольких последних лет был реализован республиканский проект по апробации модели ресурсного центра в учреждении специального образования. Эти учреждения также вносят весомый вклад в развитие инклюзивных процессов.

«Мы думаем, что инклюзивному образованию в нашей стране быть. К 2020 году планируем около 80% детей с ОПФР охватить инклюзивными формами получения образования. Но оставим и альтернативу для детей с ограничениями, в которых останется возможность получать образование в специальной школе», - отметила Антонина Змушко.

Программа двухдневной конференции предусматривала выступления международных экспертов в области продвижения идей инклюзии, ученых, занимающихся разработкой проблем инклюзивного образования, специалистов, осуществляющих подготовку педагогических кадров инклюзивной сферы, педагогов-практиков, реализующих технологии инклюзивного образования, а также других специалистов, интересующихся данной проблемой.

Участники обсудили широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность инклюзивных процессов в образовании. В центре внимания - политика в области инклюзивного образования, практика такого образования, формирование инклюзивной культуры.

Бесспорный факт: инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Беларусь движется в русле этих преобразований. В частности, в 2015 году страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Министерство образования разработало Концепцию развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и План мероприятий на 2016-2020 годы по ее реализации. Вносятся соответствующие изменения в Кодекс об образовании, проводятся научные и экспериментальные исследования, направленные на развитие инклюзивных процессов в образовании.

Основное проблемное поле конференции - политика в области инклюзивного образования (концептуальные основы развития, инклюзивное образование через призму Конвенции о правах инвалидов и т.д.), практика инклюзивного образования (практика работы инклюзивных учреждений образования в Беларуси и за рубежом, адаптивная образовательная среда и другие особенности инклюзивного образования разных категорий лиц с особенностями психофизического развития и д.р.), формирование инклюзивной культуры (готовность педагога к реализации инклюзивного образования, профессиональные компетенции и личностные качества педагога инклюзивного образования и д.р.).

В рамках пленарного заседания участники смогли посетить выставку научно-педагогического опыта, ознакомиться с наработками Беларуси в сфере специального образования.

Организаторами мероприятия выступили специалисты Министерства образования Республики Беларусь, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Национального института образования, Академии последипломного образования и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).